Сегодня практика SAM – software asset management активно трансформируется и продолжает завоёвывать всё большее признание в российских компаниях. Едва ли кто-то из ИТ директоров сегодня не задумывается над тем, что требуется контролировать и управлять всё возрастающим портфелем программных продуктов компании.
 
                          Юлия Шутова, специалист по SAM
 
И сегодня в тематике SAM мы говорим не только и не столько о соблюдении прав вендоров и о лицензионной чистоте компании, сколько о той пользе SAM, которую он несёт для развития ИТ в отдельно взятой компании и для бизнеса в целом. Потому что не секрет, что в настоящее время бизнес напрямую зависит от цифровых технологий, от того на сколько они надёжны, современны, защищены. Многие компании понесли многомиллионные убытки из-за того, что в их ИТ-инфраструктуре произошёл какой-либо сбой, который повлёк за собой простой предприятия, или же из-за морально устаревших технологий, предприятие не смогло вовремя перейти на новую ступень своего развития, а, следовательно, уступило в конкурентной борьбе и потеряло часть рынка сбыта, что тоже повлечёт за собой вполне ощутимые убытки в реальных деньгах. 
 
 
Поэтому в настоящее время SAM очень быстро развивается и становится гораздо зрелой практикой, чем это было ещё три года назад. Основной фокус применения методологии SAM сейчас сместился на поддержку компаний в части помощи при выстраивании грамотных ИТ- процессов, помощи при проектировании дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры, а также на сокращение финансовых издержек на содержание ИТ и соответственно на перенаправление этих средств на другие бизнес задачи предприятия.
 
SAM помогает сокращать издержки на ИТ за счёт снижения затрат на приобретение нового ПО, благодаря формированию точного, взвешенного и оптимального бюджета, а также SAM с лёгкостью может помочь вам оценить насколько окупаются вложенные средства в дорогостоящее ПО или выяснить даст ли та или иная из современных ИТ технологий технологический и экономический эффекты именно вашему предприятию.
 
Переход: Многие компании уже имеют в своём арсенале инструменты, помогающие им решать вопросы прозрачности и управления портфелем программных продуктов. Некоторые компании отдают предпочтение локальным системам, которые работают, как бы «в закрытом контуре» - локально в инфраструктуре компании без передачи данных на обработку куда-либо и без привлечения специалистов со стороны. Другие компании выбирают противоположный подход, когда все задачи по инвентаризации, учёту программных продуктов и поддержанию лицензионного соответствия в компании отдаются на откуп специализированным копаниям.
Давайте объективно рассмотрим плюсы/минусы обоих этих подходов и разберёмся во всех «подводных камнях». 
 
Локальная система управления лицензиями. Что собой представляет такая система?
Это программный продукт, который размещается локально в инфраструктуре клиента. Как правило, все подобные решения имеют часть отвечающую за инвентаризацию (это могут быть агенты или скрипты, позволяющие производить сбор инвентарных данных с любых устройств) и центральное ядро, в которое входят модуль распознавания ПО (каталог распознавания), лицензионный движок, который сопоставляет данные об инсталляциях ПО с данными об имеющихся лицензиях и центральная консоль, в которой происходит визуализация всех данных и они предоставляются для работы пользователю в виде различных отчётов или дэшбордов.
 
Плюсы:
 
1. Основным достоинством подобных систем является то, что такие системы работают в «закрытом контуре», т.е. все процессы сбора, распознавания и обработки данных происходят в центральном ядре системы, расположенном в инфраструктуре клиента. Данные никуда не передаются на обработку и из вне могут приходить только необходимые обновления для модуля распознавания или агентов инвентаризации. Закрытость таких систем является очень важным аспектом для некоторых компаний, ввиду их внутренних политик информационной безопасности. 
 
2. Ещё одним плюсом таких систем является то, что клиент имеет возможность самостоятельно заносить в систему практически любые данные: о закупленных лицензиях на ПО, подгружать сканы подтверждающих покупку документов, менять лицензионные метрики различных продуктов, делать связи между закупленными лицензиями и центрами затрат, назначать и переназначать лицензии на конкретные устройства и пользователей. 
 
3. Также пользователей привлекает в подобных системах то, что отчёт по лицензионному соответствию можно получить в автоматическом режиме в любой момент времени, нажав кнопку «рассчитать». По нажатию этой кнопки вы получаете отчёт, в котором предоставлена информация о том, сколько имеющихся лицензий задействованы текущими инсталляциями программных продуктов, сколько не хватает, или может быть находятся в избытке.
 
Конечно, системы подобного типа имеют обширный функционал, но это тема для отдельного разговора, сегодня мы рассмотрели те основные стороны, которые имеют решающий вес при выборе клиентом типа SAM решения.
 
Минусы. Теперь перейдём к «обратной стороне медали», т.е. рассмотрим те моменты, которые могут стоять за плюсами локальной системы по управлению лицензиями.
 
1. Одним из моментов, отталкивающих от покупки локальной SAM системы, является их высокая стоимость. Средняя стоимость таких решений для компании размером в 1000-2000 устройств может составлять от 25 до 56 тыс. евро. Не стоит забывать, что как правило, такие решения подразумевают отдельно ещё оплату ежегодной технической поддержки. Сумма тех поддержки в год обычно составляет 20-25% от стоимости самой системы, а значит это ещё 5-10 тыс евро.
 
2. Есть ещё одна статья расходов, которая не сразу очевидна, но может иметь значительный вес в бюджете всего ИТ-отдела. Расходы на зарплату специалиста, который будет работать с системой. Такой специалист, или специалистЫ, должны наполнять систему данными, следить за тем, чтобы данные в системе всегда были актуальными, а также следить за корректностью тех данных, которые система предоставляет на выходе. Кроме внесения всех данных о закупленном ПО и оборудовании, потребуется самостоятельно указывать или выбирать из имеющегося каталога лицензионных метрик всех программных продуктов (лицензирование по ядрам/устройствам/процессорам/лицензионные параметры в виртуальной среде и при наличии кластеров и т.п.), и установление связей между лицензиями и экземплярами установленных программных продуктов. Исходя из обозначенных задач, вы сами легко можете представить, какое количество времени потребуется такому специалисту для введения локальной SAM системы в эксплуатацию. Далее последует непрерывная работа по поддержанию всех данных в системе в актуальном состоянии. Подобные системы не могут функционировать без постоянного контроля со стороны администратора, в противном случае, все внесённые данные быстро потеряют свою актуальность, соответственно, данные на выходе не будут корректными, т.е. для функционирования системы потребуется содержать как минимум одного администратора системы. Это ещё дополнительно 420 – 600 тыс. руб в год.
 
3. Помимо внушительной стоимости локальных SAM систем, есть ещё один аспект, который руководители ИТ подразделений часто упускают из виду. Это ответственность. Представьте себе ситуацию бюджетирования в компании. Без наличия в организации SAM системы вы проведёте инвентаризацию, сопоставите эти данные с данными о приобретённых лицензиях, получите разницу и подготовите спецификацию к покупке; если у вас есть SAM система, вы конечно обратитесь к ней, выгрузите оттуда необходимый отчёт и за несколько минут получите готовую спецификацию для бюджетирования. Но кто будет ответственным за то, что система предоставила не совсем корректные данные, может быть которые основывались на ошибочных лицензионных метриках или на устаревших данных и это обернулось для компании тратой нескольких лишних миллионов рублей? Очевидно, что вся ответственность прежде всего ляжет на руководителя ИТ службы, в ведении которого находился тот специалист и та система, которые выдали неточные данные. Так что забывать о полной ответственности, которую вы несёте за все данные получаемые от подобной системы не стоит.
 
Резюмируя всё сказанное в отношении локальной системы управления лицензиями, мы можем сказать, что она обладает очевидными плюсами и менее очевидными минусами:
 
+ данные компании не передаются во вне;
+ система выступает единым источником данных обо всём установленном и купленном ПО;
+ возможность получения отчёта по лицензионному соответствию в любой момент времени;
+ возможность самостоятельного внесения и изменения любых данных в системе;
 
- высокая стоимость решения;
- дополнительные затраты в виде ежегодной техподдержки;
- необходимость содержания в штате квалифицированного лицензионного специалиста;
- необходимость следить и поддерживать актуальность данных в системе;
- длительный период технического внедрения и ввода в эксплуатацию;
- ответственность за корректность данных получаемых от системы целиком лежит на лицензионном специалисте и ИТ-директоре компании. 
 
 
SAM управляемый сервис. Что собой представляет такой сервис?
 
SAM, как сервис это непрерывный процесс поддержки клиента компанией, компетентной в области SAM, имеющей штат соответствующих сертифицированных специалистов. Поддержка направлена прежде всего на организацию в компании зрелых процессов по управлению портфелем ПО от момента покупки, до момента вывода из эксплуатации. Основной целью организации таких процессов является максимально возможное сокращение расходов на программные продукты и наиболее оптимальное расходование ИТ бюджета. 
 
Как правило, SAM as service - это комплексное решение, включающее в себя и внедрение программных комплексов по учёту, и управлению ПО и оборудованием, а также дополнительные консалтинговые услуги. Услуги могут предоставляться совершенно различные: по составлению лицензионного соответствия, по его анализу и предоставлению рекомендаций по оптимизации использования имеющихся лицензий, по анализу затрат на каждую из статей ИТ бюджета и предоставлению рекомендаций по их сокращению или оптимизации, по всестороннему анализу эффективности от внедрения новых решений или технологий, по выстраиванию различных внутренних процессов и т.д. 
 
Основной особенностью такого подхода к SAM является то, что для решения ваших внутренних задач и проблем, вы привлекаете специалистов со стороны, полагаетесь на их опыт и компетенции.
 
Плюсы: Такой подход считается в настоящее время более прогрессивным и дающим лучший результат. Конечно, ведь мало в какой компании в штате есть специалисты, обладающие достаточными компетенциями по лицензированию всех производителей ПО, по организации SAM процессов с опытом их реализации в большом количестве других компаний. Компаний, предлагающих SAM, как управляемый сервис, на российском рынке значительно меньше, чем компаний, предлагающих локальные программные комплексы по учёту и управлению ПО, но при этом стоимость их услуг значительно ниже. Это не удивительно, учитывая стоимость интеллектуальных разработок, включенных в работу локальной системы по управлению программными активами.
 
У SAM как сервис, так же, как и у локальных SAM систем, есть и плюсы, и минусы.
 
1. Наиболее существенный плюс мы уже затронули – у SAM как сервис, более привлекательная цена.
Конечно стоимость зависит от конкретного набора услуг, входящих в сервис и от тех задач, которые клиент ставит перед исполнителями, но в целом стоимость их будет в три-четыре раза ниже, чем стоимость локальной SAM системы. 
 
2. Что касается расходов на дополнительную техническую поддержку, то конечно её не бывает в услугах, но если вы внедряете комплексный проект и сервис, оказываемый вам, включает ещё и использование программного комплекса, то скорее всего вам придётся оплатить отдельно и стоимость этого комплекса, и его техническое обслуживание с последующим ежегодным обслуживанием. Но стоит отметить, что цена на подобные программные комплексы всё равно значительно ниже, чем на локальные системы по управлению ПО и даже в совокупной стоимости с услугами не могут превысить цену последних (локальный систем по управлению ПО).
 
3. О каких ещё плюсах стоит упомянуть? Конечно то, что в сценарии сервиса вся ответственность за результат ложится уже не на вас, а на исполняющего партнёра, который предоставляет вам свои услуги. Как правило это финансовая ответственность, которая прописывается в договоре на оказание услуг в виде выплаты неустойки при оказании услуг ненадлежащего качества или при предоставлении некорректных или ошибочных данных. 
 
4. Существенным и неоспоримым плюсом SAM, как сервис, является то, что при таком подходе вы можете решить гораздо больший спектр задач, а не только учёт и управление ПО (оптимизация, анализ, рекомендации и т.д., более подробно об этом описано выше). 
 
5. Также сроки реализации проектов в сценарии SAM, как сервис, меньше, т.к. нет длительного периода ввода в эксплуатацию, наполнения данными и отладки, как это присутствует при внедрение локальной SAM системы.
 
Риски:.Но есть и некоторые риски, о которых мы тоже расскажем. Если вы выбираете подход SAM как сервис, то здесь важен момент выбора партнёра, нужно выбирать исполняющую компанию с репутацией, для которой SAM бизнес ключевой или один из ключевых. Такие компании дорожат своим именем и репутацией на рынке и сделают всё для того, чтобы вы остались довольны полученными услугами и реализованными проектами, ведь от этого зависит их дальнейший бизнес.
 
Также важно, чтобы компания могла подтвердить предыдущий успешный опыт в реализации подобных проектов у других компаний схожих с вашей. Желательно получить референс визит или звонок с коллегами, которые уже успешно пользуются решением или услугами вашего будущего партнёра.
 
Но и, конечно, внимательно читайте договоры smiley Это старая как мир истина, по-прежнему остаётся актуальной. Вы всегда должны быть уверенны в том, что вы подписываете и с кем. 
Резюмируем вышесказанное: 
 
+ более низкая стоимость по сравнению с локальными SAM системами;
+ большее количество решаемых задач;
+ минимальные доп затраты на сопровождение программного комплекса (могут быть и исключены при желании);
+ более короткий срок реализации и получения результата;
+ ответственность за результат ложиться на исполняющего партнёра, а не на ИТ директора организации;
- данными придётся поделиться с исполняющим партнёром;
Риски:
- надёжность исполняющего партнёра;
- продуманный договор;
 
Какой подход выбирать в вашей компании решать вам, а мы просто желаем вам всяческих успехов в вашем деле и надеемся, что наша статья была для вас полезной.